Автор текстов - Валентин Александрович Живулин, сотрудник Ирбитского
музея народного быта.
Не царствовал, но рубль собою украсил… Парадоксальное название, не правда ли? Хотя некоторые, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь. Особенно те, кто к отечественной истории (прежде всего, к истории императорской России) проявляют определённый интерес.
Они практически сразу поняли – предметом нашего очередного рассказа об экспонатах музея народного быта станет так называемый константиновский рубль, оригинал которого можно воочию увидеть только в отделе нумизматики Государственного Эрмитажа или в Государственном историческом музее.
Что из себя представляет константиновский рубль? Это серебряная монета. На реверсе (или «орле») изображение государственного герба Российской империи. Под гербом три буквы «С.П.Б.», которые являются знаком Петербургского монетного двора. По кругу реверса надпись «Рубль. Чистаго серебра 4 золотн. 21 доля». На аверсе («решке») профильный, смотрящий в правую сторону, портрет человека, который расшифрован как «Божьей милостью Константин I император и самодержец всероссийский». Здесь же год выпуска рубля – 1825.
Современники, кстати, не находили большого сходства портрета, изображённого на монете, с оригиналом, что вполне объяснимо – изображений Константина Павловича, второго по старшинству сына императора Павла I, было немного. Поэтому гравёры и «нарисовали» его весьма приблизительно…
В чём «секрет» константиновского рубля? В том, что в императорской череде династии Романовых императора Константина I… нет, хотя после смерти его старшего брата Александра именно Константин Павлович по закону престолонаследия (Александр не оставил наследника) должен был стать следующим царедворцем. Однако, ещё при жизни Александра, Константин отказался от своих прав на престол, передав их следующему сыну Павла I – Николаю (будущему Первому, прозванному Палкиным).
Держалась такая договорённость в строжайшей тайне. Что в итоге и привело не только к вполне понятной неразберихе, но и к восстанию декабристов, захотевших воспользоваться моментом для разрешения своих планов.
По устоявшейся традиции были срочно изготовлены штемпели для рублей с профилем Константина Павловича и, наверное, из-за желания определённого круга лиц (историки чаще всего кивают в сторону тогдашнего министра финансов Е.Ф. Канкрина) видеть на троне именно Константина. В итоге же, как известно, императором стал Николай и в денежном обращении появились монеты уже с его профилем.
Штемпели, оловянные слепки константиновских рублей, уже несколько отчеканенных монет были упрятаны в архив министерства финансов... О том, что константиновский рубль имел место быть, поведал журнал «Русская старина» в январе 1880 года. С тех пор монета, чей вес 20,73 грамма серебра, становится предметом особого вожделения коллекционеров.
Последним не позавидуешь – оригинальный константиновский рубль достать сегодня практически невозможно. Зато новодел приобрести большой сложности не составит. Было бы, как говорится, желание. В нашей музейной коллекции в наличии именно такая новодельная монета (не фальшивая, а специально выпущенная на монетном дворе).
Появилась охота посмотреть на константиновский рубль? Приходите…
«Отца» матрёшки звали Фукурумой
Вроде есть что посмотреть в нашей музейной экспозиции, но периодически (пусть и нечасто) находятся те, кто обязательно спросит: «А матрёшки у вас где?».
- А почему они у нас должны быть?
- Ну вы же музеем народного быта называетесь. Вам без матрёшки, как … японке без веера.
Сказал последние слова человек и явно не думал, что знаменитая русская матрёшка имеет … японские корни.
Да, первую такую куклу (до этого деревянные раскрашенные игрушки были цельнотелыми и назывались живулями) выточил русский мастер Василий Звёздочкин из Сергиева Посада. По эскизу опять же русского профессионального художника академика Сергея Малютина.
Однако последний не сам придумал многофигурную игрушку – ему в подарок привезли из Японии мудреца Фукуруму. Куклу, состоявшую из нескольких разъёмных фигурок, помещённых одна в другую.
Первая матрёшка была восьмиместной. За круглолицей девушкой, держащей в руке чёрного петуха, следовал мальчик, потом опять девочка. Последняя, восьмая по счёту фигурка, изображала спеленатого младенца.
Матрёшкой куклу назвали не случайно. Имя Матрёна в дореволюционной России было одним из самых распространённых женских имён. Причём, в основном среди простого люда – утончённые дворянские барышни назывались при рождении другими именами.
Сегодня Матрён вряд ли встретишь, зато матрёшку знают все. За рубежом это один из излюбленных русских сувениров.
Где в основном делают многоместные деревянные куклы? Один из центров производства матрёшек – уже упомянутый Сергиев Посад. Правда ЗАО «Художественные изделия и игрушки», хоть и отметило в 2011 году своё стодвадцатилетие (изначально данное общество называлось «Кустарно-промышленная артель игрушечников»), но настроения у акционеров далеко не праздничное. «Фирменную» продукцию предприятие практически не выпускает, живёт за счёт аренды своих производственных помещений и мастер-классов для туристов. Хотя возобновить матрёшкино производство можно в считанные дни. Были бы заказы и льготы по оплате коммунальных платежей.
В соответствии с народными традициями матрёшки производят также в Нижегородской области – сёлах Похловской Майдан и Крутец, городе Семёнове. У «майдановцев» основной элемент узора – цветок шиповника, у семёновских кукол на фартуках распускаются пышные многоцветные букеты.
Музеи матрёшек (кроме Сергиева Посада) есть в Москве, Нижнем Новгороде, тверском Калязине, кировском Нолинске…
Как мы отвечаем на вопрос, который прозвучал в начале материала? Положительно. Матрёшки в нашем музее имеются. Более того – есть у нас планы по организации данного промысла на ирбитской земле. Может быть в завязке с соседями-туринцами(для них это ремесло не так давно было привычным). Хотя сразу признаемся – дело это непростое, хлопотное. Но если намерения обозначены, то вполне может за ними и реальное дело последовать…
Р.S. В ряде источников с пеной у рта доказывают, что Фукурума вполне мог быть ...иноземного происхождения.
Мол-де когда-то многофигурную куклу впервые выточил ...русский монах, каким-то образом оказавшись на острове Хонсю. Так ли было на самом деле или нет - можно только гадать, но не утверждать.
Нечего хлебать, так дай ложку полизать!
Невесёлая пословица, не так ли?
Не дай Бог в гости таким образом сходить, к тому же если во рту с утра маковой росинки не было. Куда лучше ложку облизать после сытной трапезы. И сразу её в мойку, чтобы была готова к очередному «бою» с чем-то вкусным и ароматным…
И хотя по другой пословице - «Сытое брюхо к учению глухо», можно, интереса ради, задать вопрос: «А когда ложка появилась на свет?». Предполагаем при этом, что ответ большинству известен заранее. Давно!
Ещё наши далёкие предки пользовались при еде если не ложками, то предметами или приспособлениями, сильно на них похожими. Например, створками морских раковин. Если последние имели «правильную» форму и были на манер неглубокого черпачка.
Позднее ложки стали делать из кости, рога, дерева, камня… Во время расцвета древнегреческой и древнеримской цивилизаций появились ложки из бронзы, серебра, а то и золота.
В средние века приборами из драгоценных металлов пользовалась лишь знать. Более простой люд обходился изделиями из дерева или недорогих металлов и сплавов - меди, олова, латуни… Более или менее современную форму ложка приобрела во второй половине XVIII века - чашка (черпало) в конце стало уже, чем в основании.
Со времён Древней Руси основная масса отечественных ложек вырезалась из древесины. Серебряные ложки были впервые упомянуты в летописи времён киевского князя Владимира Святого (он же Красное Солнышко). В недавнем XX веке ложке отливались оловянные, никелевые, алюминиевые, мельхиоровые, серебряные…
Но не отвергалась и деревянная посуда. Любая, даже самая горячая пища в ней не обжигала губы. В особой цене были (да и сейчас остаются) деревянные сувенирные ложки. Особенно те, что изукрашены в технике знаменитой хохломской росписи по дереву.
Многие наши дипломаты не раз написали в своих мемуарах, что лучшими подарками для их иностранных партнёров являлись и являются русские матрёшки и расписанные «под хохлому» деревянные столовые приборы…
Сложно ли овладеть мастерством изготовления ложек из хорошо просушенных липы, берёзы, осины или клёна? Думаем, что непросто. Однако не боги горшки обжигают. Было бы желание и терпение да руки, что не совсем крюки.
В нашем музее одни из самых древних инструментов для еды имеются на любой вкус и цвет. Алюминиевые, оловянные, мельхиоровые, серебряные, фарфоровые, фаянсовые, деревянные…
Столовые, чайные, десертные, кофейные, мерные, сувенирные…
Самое же главное - у нас полизать от голода ложки не просят. Ибо если заранее сделать заказ, то обязательно найдётся и то, что можно «похлебать». А когда человек наелся, то он ложку просто в сторонку откладывает…
Место для теста
Дед Иван под вечер не раз говорил несовершеннолетним дочерям: «Так, завтра, девчонки, заводите квашонку!». Те, переглянувшись, согласно кивали головками: «Хорошо, тятя». И растерянно поглядывали на мать - помогай, родимая, в «беде».
Бабушка Мария была невозмутима и никогда сразу не реагировала на взгляды дочек. Только, выдержав паузу, озорно подмигивала - мол, справимся, не горюйте. В итоге и квашонка замешивалась, и уже к семи утра на столе остывали 3-4 хлебных каравая.
Правда, можно было сходить за буханками и батонами в магазин (даже вкусные булки с изюмом там купить, о происхождении которых столь занимательно рассказал «Дядя Гиляй» - писатель В.А. Гиляровский). Дед, однако, любил хлеб, испечённый в домашней печи. Магазинный же постоянно ругал за те или иные «недостатки»...
В чём замешивала тесто бабушка Мария? В достаточно просторном корытце, которое дед самолично выдолбил в первый же год семейной жизни.
На выставку изделий мастеров-умельцев корытце изначально не годилось (дедушка был прекрасным печником, но не столяром), но верой и правдой прослужило немало лет...
Когда корытце пропало сначала из виду, а потом и вовсе - сказать трудно. В середине 60-х годов не стало деда, и бабушка домашний хлеб печь перестала. Предмет утвари, может быть, ещё какое-то время пылился в чулане, а потом и вовсе «выбыл» из бытия (скорее всего, был сожжён)...
А что вдруг вспомнилось о корытце для теста?
Да с недавнего времени появилось похожее в нашей музейной коллекции. Из не сильно далёкой галишевской стороны (откуда в нашем «хозяйстве» и действующие кросны, и многие другие интересные вещи).
Только ли для мучного замеса использовали долблёную посудину? Скорее всего, нет - вполне можно было рубить в нём капусту и мясо.
По рассказам очевидцев, некоторые старатели на быстрых уральских реках при помощи корытец промывали самородное золотишко. Но это только в тех случаях, когда под рукой не было более приспособленного к этому делу лотка...
Старые люди корытцем интересуются, молодёжь же чаще всего скользит по нему взором вполне равнодушным.
Всё правильно - корытце не навороченный айфон. А что оно с хлебом нашим насущным связано, так сейчас в любом профильном магазине от сортов этого продукта глаза разбегаются...
Неужели для «Чайки» тарелка?
Один из последних «новосёлов» музея народного быта - глубокая фаянсовая тарелка.
Правда, не из той посуды, каковую мы в просторечии называем общепитовской. И цена которой хоть и не грош, но практически каждому по карману.
Тарелка другого рода - из тех, что по-новомодному называют эксклюзивом. К примеру, эксклюзивное интервью, эксклюзивное предложение... Или эксклюзивная улыбка, которую в одночасье дарит сверхраскрученная эстрадная звезда знаменитому фотографу из глянцевого гламурного журнала.
Тарелка самодельная. Причём её автор был явно не из самых опытных гончаров (действовал по принципу «Не боги горшки обжигают!»).
Именно при обжиге он где-то ошибся - или с температурой, или со временем. В итоге будущая ёмкость для супа или каши получилась деформированной (потому весьма интересной для любителей так называемого авангарда).
Однако на этом новоявленный гончар не остановился. Решил самолично расписать тарелку, назвав при этом имя той, кому его творение изначально предназначалось.
Достаточно щедро украсил синими цветами тарелкины дно и края (явно «косил» под гжель, но опять же неумело).
И написал по краям же в три присеста - «Вале».
Жене, подруге, дочери, сослуживице? Знали бы прикуп - жили бы в Сочи. Автор неизвестен, ибо попала к нам тарелка от доброго человека, который её... из земли выкопал.
Может, в 1963 году тарелка вылеплена и расписана после космического полёта Валентины Терешковой (позывной - «Чайка»)? Ей же в подарок и делалась. Ибо тогда она для всех была именно Валей, а не как сейчас - Валентиной Владимировной... Хотя вряд ли.
Андриян Николаев уже тогда с первой в мире космонавтки глаз не сводил, поэтому подарки ей со стороны не приветствовал...
Скорей всего подарена была тарелка более «земной» особе женского пола и, смеем надеяться, она этот подарок оценила по достоинству.
Это сейчас на любой вещи любое имя можно воспроизвести без особых затей. Несколько десятилетий назад именные надписи были редкостью. Или, по-новомодному, эксклюзивом.
Он научил нас говорить «алло»
В книге Ярослава Голованова «Этюды об учёных» об этом человеке написано следующее: « Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру. Он создал электрическую лампочку накаливания и совершил революцию в производстве и распределении электроэнергии. Он построил первые электровозы и придумал щелочные аккумуляторные батареи. Положил начало электроники и изобрёл собственный способ обогащения железной руды. Возводил химические заводы, и учил кукол говорить…».
Ярослав Кириллович был вынужден быть кратким (этюд не роман!), а то бы ещё немало поведал о достижениях, заслугах и достоинствах своего героя, которого звали Томас Алва Эдисон.
Которого многие сегодня вспоминают практически ежеминутно, произнося в начале любого телефонного ответа «алло» (именно Эдисон предложил такое реагирование на звонок)…
Об Эдисоне кроме Голованова написали ещё многие. Материал для книг и статей поистине благодатный – великий американский изобретатель прожил более восьмидесяти лет, причём очень интенсивно (до пятидесяти лет работал 19,5 часов в сутки, потом по 18 часов). Перед нами, однако, пересказать богатую эдисоновскую биографию задача не стоит.
В России иностранный почётный член Академии Наук СССР (этого титула Томас Алва удостоился в 1930 году) не бывал, тем более в провинциальном городке со звонким именем Ирбит. Однако практически на каждой неделе имя великого американца нам приходится упоминать. По простой причине – среди экспонатов музея народного быта имеет место быть фонограф Эдисона. Про который в любой энциклопедии сказано примерно так: «Фонограф – это первый прибор для записи и воспроизведения звука. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается на цилиндрической спирали на вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая и излучает звук».
Это своё изобретение Эдисон зарегистрировал в 1887 году. И если в Америке фонограф признали практически сразу, то в Европе (к примеру, во Франции) изобретателя обвинили поначалу чуть ли не в шарлатанстве (мол-де, где-то прячется чревовещатель, который и воспроизводит якобы записанный звук).
Можно ли сделать музейный фонограф рабочим? Если очень захотеть, наверное, можно. Однако наш музей не истории техники, а народного быта. Изобретение Эдисона у нас выступает в качестве первого звена цепочки, где последующие звенья – граммофон и патефон.
Те у нас, как известно, тоже имеются, поэтому мы их лучше заведём. Если, конечно, кто-то об этом настоятельно попросит…
На эту лапу можно не давать…
Имеют музейщики право на шутку?
Почему нет?! Они ведь из того же теста «вылеплены», что и представители других профессий и специальностей. Знаменитое латинское изречение «Хомо сум, хумани нихиль эмэ алиэнум путо» («Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо») к ним, вне всякого сомнения, тоже относится в полной мере…
Предмет, что на снимке, мы обычно показываем в вертикальном положении - что это? В 98 случаях из 100 ответ – «Мотыга». И только двое из сотни или произнесут: «Это инструмент сапожника», или определят ещё более точно – «Лапа».
Правы последние – с этой «мотыгой» даже сотку земли взрыхлять чуть ли не целую неделю придётся, а вот подошву на сапог, каблук на ботинок или туфлю можно пришпандорить (как тут не вспомнить великого Аркадия Райкина) и быстро, и качественно (последнее только от вашего умения зависит).
Для сапожников лапа как кочедык для лапотных дел мастера. Или посох для слепого или сильно охромевшего…
Особенно ценна лапа во время, когда потенциальных заказчиков на изготовление и ремонт обуви не считанные единицы, а чуть ли не очередь за каким-нибудь дефицитом...
В ярмарочные дни простоя у ирбитских сапожников практически не было. У кого-то сапог от старости прохудился, другой обувку, сверх меры употребив горячительного, в грязи или снежной каше утопил, с третьего прохоря (блатной сленг был известен многим) сняли опять же по причине нахождения в, говоря языком официальным, «состоянии алкогольного опьянения».
С оплатой заказчики тянули редко – без полноценной обуви в феврале не походишь, а в торговых рядах либо в Пассаже каждый день столько всего интересного происходит…
Сапожническая лапа ещё тем хороша, что на неё ничего давать не нужно. Без всякой взятки мастер и новую обувь стачает, и заплатки положит.
На лапу в период ярмарки давать приходилось различного рода фискалам.
Так ведь оно и сегодня так – при решении практически любой проблемы надо дать на лапу, отстегнуть, подмазать…
О других аналогах взятки лучше у актрисы Клары Новиковой узнать. Её «тётя Соня» в этом вопросе очень большая дока…
«Лалетинки»
Начальник отдела рабочего снабжения Ирбитского мотоциклетного завода (или ОАО «Уралмото») Виталий Артемьевич Лалетин «попал в историю» исключительно из-за своей должности.
В первые постсоветские годы, в разгар ускоренных гайдаровско-чубайсовских «реформ» появился дефицит финансовых средств. Денежной массы, находящейся в обращении, не хватало, что простимулировало развитие долговой модели экономики.
Однако известная констатация «в долгах как в шелках» хоть и звучит красиво, но не радует... «Дорогие россияне» стали искать выходы из долговою тупика. Один нашелся быстро - пресловутый бартер, когда обмен товарами происходил без участия денежных средств.
Хотя налоги таким образом не заплатишь. Да и зарплату не всегда выдашь (чем, например, платить по бартеру работникам ритуальных служб? Или водителям ассенизаторских машин?).
Значит остаётся уклоняться от налогообложения и месяцами задерживать оплату за труд. Но сие чревато. Поэтому и начали появляться во многих регионах страны, прежде всего на промышленных предприятиях, так называемые денежные суррогаты.
По-разному они назывались. Чеки, облигации, векселя, жетоны, талоны...
Именно последние были напечатаны в 1993 году на Ирбитском мотозаводс. Получил их и можешь купить какие-либо товары (исходя, конечно, из имеющегося ассортимента) в магазинах заводского ОРСа. В других магазинах требовали наличные. Поэтому сразу же перед проходной ИМЗ появились «посредники», у которых «лалетинки» можно было обменять на реальные рубли. Правда, не по принципу «баш на баш», а с серьёзными потерями для тех, кто имел на руках денежные суррогаты.
Ясно, что при таком «справедливом» обмене начальник ОРСа получал в свой адрес (пусть заочно) немало матерков. Хотя во властном колесе мотозавода Виталий Артемьевич первой спицей никогда не был...
Были ли подобные талоны на предприятиях соседних территорий? Имелись. На Туринском целлюлозно-бумажном заводе и Тавдинском лесокомбинате. Причём у туринцев талоны были месячные. То есть в другом месяце в качестве оплаты могли и не приниматься.
Были ли «лалетинки» или им подобные «деньги» явлением исключительным, появившимся только в период всеобщей «прихватизации»? Нeт. Во времена Советского Союза разнообразные талоны тоже имели место. Например, продовольственные карточки военного времени. Или талоны 70-х годов: на телевизоры, ковры, мебельные гарнитуры. Появятся ли денежные суррогаты в будущем? Не хотелось бы! Однако и зарекаться не будем...
На него похож... рюкзак
В городе девушка своего ухажера может в сердцах назвать по разному. Но того слова, о котором далее пойдёт речь, скорее всего, не произнесёт.
На селе - другое дело. Углядела красна девица, что её дроля неуклюж, заторможен, сверх меры стеснителен и пригвоздила: «Пестерь ты!». Потенциальный защитник Родины в большинстве случаев обижается. Или совсем теряется после такого его определения, или (что хуже!) начинает сам адресовать подруге не очень лестные слова...
Всему, однако, приходит конец. Или паренёк обиду заглушит, или девица язычок прикусит. Есть и третий вариант - разбегутся двое по разным сторонам, каждый начнёт заново искать, свою половинку.
А стоило ли пареньку обижаться?
Да, называют в некоторых российских регионах неловких, несобранных людей пестерями, причём достаточно пренебрежительно. Так у нас масса других обидных слои в лексиконе. Если все слушать и потом переживать - на другие дела времени не останется.
А что такое пестерь не в нарицательном, а в обычном смысле?
В одном источнике это «кошель, сплетенный из полосок бересты, закрывающийся сверху, носят его за плечами, для чего приделаны лямки из бересты же».
В другом - «плетённый из бересты короб для собирания ягод и грибов, а также для помещения иной, не слишком тяжёлой ноши; его носят и на руке и на лямках за плечами».
Другие определения пестеря примерно такие же (существенное дополнение — изладить ею можно было не только из бересты, но и из лыка).
Что в итоге получается? Полезная вещь из семейства корзин, особенно дли грибников и ягодников. А если вещь полезная, то зачем обижаться?..
В нашей экспозиции пестерь присутствует. Пусть без крышки, без лямок и с немалой дырой в донце. Посетителям он нравится и в таком виде.
Хотя очень многие узнают о существовании пестеря в нашем, не так уж и давнем прошлом, только во время экскурсии. И это хорошо - лишнее слово в любом словесном арсенале всегда пригодится...
Вместо голубя полетел... медвежонок
В нашей коллекции фалеристики сотни значков на спортивную тематику. Немалая доля из них посвящена летним Олимпийским играм 1980 года, прошедшим в Москве. На нескольких десятках олимпийских фалер изображён олимпийский же Мишка, автором которого является известный детский художник Виктор Чижиков. Кстати, победить в конкурсе на талисман Олимпиады-80 ему было совсем непросто.
«Наверху» хотели видеть в качестве символа... голубя. Зрители телепрограммы «В мире животных» (в то время её вёл известный журналист Василий Песков) предлагали лошадь, соболя, белку, лося... Однако большинство (примерно 70%) телезрителей предложило медведя.
Того, кто стал в итоге талисманом, выбирали почти из четырёх сотен вариантов. Больше всех понравился один из Топтыгиных, нарисованных Виктором Александровичем. Причём окончательное решение приняли в... ЦК КПСС.
Чижиков рассказывал, что его Мишка буквально с первого взгляда понравился и тогдашнему президенту Международного Олимпийского Комитета лорду Килланену.
Гигантского резинового медведя изготовили в Московском НИИ эластомерных материалов и изделий. Шары, на которых Мишка поднялся ввысь и улетел в момент закрытия Олимпиады, были сделаны на Баковском заводе резинотехнических изделий.
Далеко ли улетел олимпийский символ? В доступной нам литературе озвучено сразу несколько версий. Одни считают, что не дальше Ленинских (сейчас Воробьёвых) гор, другие - до Можайского водохранилища. По третьей версии из пределов столицы Мишка не улетел, упал на пивной ларёк, сшиб его, чуть не покалечив двух «алконавтов», которых перед Играми массово выселяли из Москвы, но, видимо, до всех так и не добрались.
Осенью 1980 года одна германская фирма обратилась к советскому правительству с просьбой продать резинового медведя за сто тысяч дойчмарок. Немцам отказали. Мишку выставили на некоторое время в павильоне «Юный техник» на ВДНХ. А потом убрали в подвал советского Олимпийского комитета. Через несколько лет его там якобы съели крысы. Правда это или очередной миф - пойди, проверь...
Чижикову за его Мишку заплатили две тысячи рублей. За использование образа талисмана на продукции как в СССР, так и в других странах, он не получил ни копейки...
Значков с изображением чижиковского олимпийского медвежонка было выпущено много. Но они до сих пор востребованы - и коллекционерами, и теми, кто вспоминает о Москве-80 с ностальгией.
У сундука «детей» немало
- Я своего давно «сундуком» зову...
- За что ты, Маша, его так?
- Большой он, чуть ли не квадратный. Ну и всякого барахла в нём до упора набито.
- Каково хоть по качеству «барахло»?
- Слава Богу, что больше хорошего.
Разговор чисто житейский, но, как говорится, зримый. Сразу представляешь себе широкоплечего, но приземистого мужика, энергичного, однако большим умом не обременённого...
А потом образ всамделишного сундука в голове нарисуется - из прочных (нередко морёных) досок. С декоративными металлическими накладками, не сильно хитроумным замком(часто навесным), а то и окованный с трёх сторон раскрашенной жестью (рисунок нередка «с морозцем»).
Раньше сундуки во многих домах имелись. Ибо были универсальным предметом мебели. Хранили в них одежду, бельё, холсты, кружева, вышивки... Всё перечисленное часто обозначали одним словом - приданое. Если приданого в сундуке (или сундуках) было много, то даже девица с изъянами имела больше шансов выйти замуж, чем красавица из бедной семьи.
Использовался сундук и в качестве стола, стула, кровати. Сундук-подголовник имел крышку, состоящую из двух плоскостей - горизонтальной и наклонной. На последнюю клали подушку. Ложился владелец подголовника спать и был уверен, что вещи у него не украдут...
Мест, где процветало сундучное ремесло, в принципе, немало. На Среднем Урале, к примеру, мастера-сундучники имелись в достаточном количестве в Невьянске, Нижнем Тагиле... По всей России славились сундуки, изготовленные в городке Макарьеве, что недалеко от Нижнего Новгорода (нашего главного «оппонента» в ярмарочном деле).
Нередко сундуки делались на манер знаменитой матрёшки - вставлялись один в другой. Везёшь домой большой сундук, а в нём ещё пять (разного размера, разумеется)...
Иногда данный бытовой предмет называли ласково - батюшкой. Вполне по праву: сундук - прародитель многих других разновидностей мебели.
В первую очередь, платяного шкафа. Когда-то обычный сундук поставили «на попа», прикрыли сверху подобием крыши... Получилось вместилище, в котором вещи можно было складывать и хранить не навалом, а на полках.
От платяного шкафа легко протянуть логическую ниточку к шкафу книжному, кабинету (шкафчику для хранения бумаг), секретеру (у него, как известно, дверца время от времени превращается в столешницу), комоду, шкафу-стенке...
В ХVIII-ХIХ веках сундуки (особенно в крестьянских избах) соседствовали с коробьями (коробами) и ларями. У первых из дерева было только днище, а стенки - лубяные. Вторые на сундук похожи, но сделаны более просто и без «роскоши»...
- А часто, Маша, ты своего «сундука» воспитываешь?
- Раньше часто, сейчас изредка.
- Почему так?
- Так практически непробиваемый он. Настоящий сундук!
В финансах у него была опора на вещи из фаянса и фарфора
Некоторые знатоки при осмотре экспозиций нашего музея восклицают: «О, у вас даже кузнецовский фарфор имеется!».
Мы охотно подтверждаем их «открытие». Только уточняем – у нас кузнецовский не только фарфор, но и фаянс. Что соответствует названию одного из крупнейших предприятий Российской империи – «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова»…
Оно появилось на свет в 1889 году, а организатором этого своеобразного холдинга стал Матвей Сидорович Кузнецов. Со временем в «Товарищество» вошли семь заводов по производству посуды.
Кузнецовская продукция отличалась высоким качеством и была заслуженно отмечена Большими золотыми медалями на международных выставках в Париже, дипломами Гран при на выставках в Реймсе и Льеже, многими другими наградами. В 1902 году М.С. Кузнецов стал «Поставщиком Двора Его Императорского Величества». В начале ХХ века на кузнецовских фабриках производилось около двух третей российского фарфора.
После 1917 года все предприятия «Товарищества» были национализированы и известны сегодня под другими брендами. Фабрика в ярославской деревне Песочной называется теперь Первомайским фарфоровым заводом, Тверская фабрика нынче – Конаковский фаянсовый завод.
Одно из фаянсовых блюд у нас как раз изделие Тверской фабрики. Совсем недавно его нам презентовала ирбитчанка И.М. Олейник. Там же, в Твери, скорее всего, изготовлены и многие другие наши экспонаты.
Правда, в любом «правиле» есть исключения. Изящные фарфоровые чайные пары с затейливым орнаментом имеют кроме кузнецовского клейма дополнение «Д.Ф.».
Что означает только одно – излажены они в подмосковном Дулёво. Именно дулёвские изделия наиболее успешно конкурировали с западноевропейским фарфором на рынках многих азиатских стран – Персии (Ирана), Турции, Афганистана, Индии...
Были ли кузнецовская посуда, а также его же церковная утварь на Ирбитских ярмарках? Присутствовали, но в качестве главных товаров не числились. Тем более, что фаянсово-эмалевые церковные принадлежности, изготовленные на предприятиях М.С. Кузнецова, были старообрядческого образца (ибо сам хозяин был старообрядцем и немалые деньги жертвовал на строительство храмов именно этого христианского толка). Правда, не скупился он и на пожертвования на постройку православных церквей и часовен…
Существенно пополнить нашу «кузнецовскую» коллекцию нам обещали многие. Обещали не так давно, поэтому мы не особо волнуемся. Просто помним, что обещанного, как минимум, три года ждут…
Чьи вы, депутаты?!
Как быть, если одновременно в одном месте соберутся депутаты разных уровней? Тем более, что большинство лиц вам явно не знакомы. Желаешь обратиться к депутату Госдумы, а попадаешь на «законодателя» какого-нибудь сильно дотационного муниципального образования...
Что Вы говорите? По депутатскому знаку можно сориентироваться? Мысль замечательная и в настоящий момент на сто процентов осуществимая.
Совсем недавно были времена, когда знак (или значок) мало помогал в определении властного уровня и территориальной принадлежности депутата. Хотя многие из знаков были немалы по размерам, привлекательны по оформлению, совсем нередко на солидном винте... Но определить, что за субъект представительной (законодательной) власти находится перед тобой, было практически невозможно.
Фон знака всем понятен - российский триколор. На нем одинокая надпись «Депутат».
Верховного Совета или Государственной думы? Нет. Парламента областного, краевого, окружного или республиканского? Опять нет. В итоге оказывается, что человек из глухой глубинки, заседает в малочисленной муниципальной думе, которая умеет только исправно голосовать за составленный исполнительной властью дефицитный бюджет.
Другие знаки более конкретны «Депутат городского совета», «Депутат районного Собрания представителей», «Депутат муниципального образования»... Но в каком регионе находится последнее МО, непонятно, ибо фоном знаков опять же выбран государственный флаг РФ.
Проблема? Безусловно. Если бы мы жили в Андорре или даже в Люксембурге, то можно было бы на такую неопределённость внимания не обращать. Однако у России масштаб несколько другой и от Калининграда до Анадыря муниципальных образований даже не сотни, а тысячи...
На рубеже XX и XXI веков подобной безымянности была объявлена нешуточная «война».
Победные результаты этой «войны» имеются в нашей музейной коллекции. Уже надписи на депутатских знаках гласят - этот человек представляет Заксобрание Пермской области (краем тогда наши западные соседи не назывались), другой - заседает в Королтае (Госсобрании) Башкортостана, третий - в Совете депутатов города Мурманска. А вот это знак депутата Ступинского муниципального района (Московская область)...
Сегодня «засекреченных» депутатских знаков, похоже, не существует. Или конкретная территория обозначена, или герб этой территории красуется на флажке (эта форма знаков самая распространённая).
Подходи ближе, читай надпись и обращайся по нужному адресу. Или не обращайся, если увидишь, что Федот оказался не тот!
Музеем гармони нас пока не назвать
Что обычно приносят в музей? Честно признаемся - совсем нередко то, что в доме уже стало обузой, а выбросить жалко. Говорим это не с укоризной, а наоборот, с признательностью - многие наши экспонаты вполне могли обрести иное пристанище - мусорных баков в городе хоть и не хватает, но и не крайний дефицит.
Недавно, к примеру, принесли несколько гармоней. Одни из них в сильно разобранном состоянии, другие при должной настройке могли бы и дальше звучать на радость людям.
Из истории известно, что даже наши заклятые враги, гитлеровцы, с удовольствием слушали игру наших гармонистов, которые на привалах при помощи этого «духового язычкового клавишно-пневматического музыкального инструмента» поднимали и настроение, и боевой дух бойцов Красной Армии. Есть сведения, что в начале Великой Отечественной войны на фронт было сначала отправлено 12 тысяч гармоней, а осенью 1941 года - уже более 60 тысяч...
Немцам, кстати, гармонь - инструмент почти родной. По одной (причём самой распространённой) версии ручная гармонь была изобретена в начале XIX века уроженцем Германии Кристианом Бухманом. Совсем немало, правда, и тех, кто считает гармошку русским изобретением. Её, мол-де, хоть и сделал в 1783 году чешский органный мастер Франтишек Киршник, но проживал он в то время в Санкт-Петербурге...
Кто более матери-истории ценен - Кристиан или Франтишек - гадать не будем. Оба -молодцы! По крайней мере - в России. Здесь в советские времена только на фабрике «Тульская гармонь» ежедневно отправляли в торговые сети 400 инструментов.
В постсоветские годы ситуация другая - 400 гармоней делают в течение месяца, да и работающих на фабрике сегодня только две сотни вместо былых пяти тысяч...
Именно тульские гармошки к нам чаще всего и попадают. Особенно «хромки», имеющие две клавиатуры по 25 кнопок каждая.
Отдельно гармонным рядом мы пока не занимаемся, а не то бы имелись в коллекции «тальянка», гармони вятская, саратовская, ливенская, елецкая, смоленская, вологодская, тагильская, касимовская, кирилловская, «черепанка», «русская венка»...
Тогда бы, правда, и музей наш назывался соответственно и стал бы «собратом» уникального Музея русской гармоники, каковой основал в Москве профессор, доктор искусствоведения Альфред Мартинович Мирек.
Или Музея гармони в шахтёрском городке Киреевске (Тульская область), который появился на свет благодаря усилиям местного гармониста Василия Ефимовича Головко...
Мы пока к такому повороту событий не готовы, поэтому и продолжаем (уже третий год) называться по-старому - музей народного быта.
На деревню дедушке Константину Макарычу
Этот адрес помнит, наверное, каждый, кто читал знаменитый чеховский рассказ «Ванька».
Понятно, что жалостливое письмо внука до деда не дошло и пришлось Ваньке Жукову и дальше влачить своё беспросветное существование. Наверное, поэтому у немалого числа людей влажнеют глаза после прочтения повествования о жизни деревенского подростка, отправленного на «воспитание» в Москву и обижаемого там всеми, кому не лень…
Честно признаемся – «дедушку Константина Макарыча» мы вспоминаем во время практически каждой экскурсии. В тот момент, когда знакомим любознательных людей с колотушкой ночного сторожа. Ибо дед Ваньки именно в качестве последнего выведен писателем в упомянутом рассказе.
Причём сильно завидовать Константину Макаровичу не приходится – работа у него была хоть и не пыльная, на свежем воздухе, но совсем нередко в очень холодные ночи или, наоборот, в такую летнюю жару-духоту, каковая нынешним летом стоит на дворе…
Вдругорядь приходится сомневаться – помогало ли реально хождение деда Константина по ночному селу. Околоток большой – если сторож бродит в одном его углу (то бишь слышно его колотушку), то в другом можно в это время чем-либо поживиться…
Сегодня колотушкой в ещё большей степени никого не отпугнуть. Но она, как примета нашей не самой давнишней истории, имеет место быть. В этом качестве и стала одним из «пазлов» музейной экспозиции.
Его называют «огненным котлом»
Сразу оговоримся - не про вулкан заведём речь. А про прибор, который в Китае назвали «хо-го» (что в русском переводе как раз и означает - «огненный котёл»).
«Хо-го» (иногда его также кличут «хугор») похож на самовар - имеет трубу и поддувало. Однако его основа - глубокая металлическая чаша, установленная (но не прикреплённая намертво) на поддоне.
В последний через отверстие загружали раскалённые угли, а чашу подогревали. В ней сначала кипятили воду, потом в кипяток добавляли полоски мяса, рыба, овощей, морепродуктов... По мере готовности всё это питательное разнообразие вынималось с помощью палочек и съедалось.
В оставшийся наваристый бульон засыпали лапшу, которая в северных и северо-восточных районах Китая и сегодня чуть ли не основное (а главное - любимое) блюдо.
В итоге тот, кто не отходил от «хугора» значительное время, становился сытым на целый день...
Труба «хо-го» закрывается крышкой, которая позволяет регулировать скорость сгорания углей в поддоне и температуру в чаше. Вымыть «хугор» после использования не представляет большой трудности.
А если его ещё своевременно и тщательно начистить-надраить, то он весьма и весьма украсит интерьер жилища. В нашем музее, к примеру, он явно украшает ряд не совсем традиционных самоваров и им подобных «водогреев».
От конопли бывала польза
Совсем недавно несколько конопляных стеблей, выросших на газоне перед екатеринбургской городской мэрией, вызвали большую шумиху в средствах массовой информации.
Только самый ленивый из журналистов, специализирующихся на поиске «жареных» фактов, не возопил: «Как так? Коноплю повсеместно уничтожают, а она под носом у власти выросла»... При этом мало кто поспешил узнавать, что за сорт конопли вырос на многократно показанном но ТВ газоне. Если индийской, то надо реально в колокола бить - именно она основное сырьё для производства марихуаны. Если культурной, то из нее можно полезное масло получить, а стебли использовать... для изготовления верёвок и канатов.
Именно с этой целью в Ирбитском уезде в конце первой половины XIX века площади, занятые под коноплей, постоянно увеличивались. Особенно в Скородумской, Белослудской, Крутихинской, Зайковской, Шмаковской, Молоковской, Стриганской, Харловской волостях. Именно здесь и появились первые ремесленники-умельцы по производству пеньковых веревок. (Пенька - грубое лубяное волокно, получаемое из стеблей конопли).
Пионером же данного промысла стал крестьянин Козьма Михайлович Феофанов, родом из нижегородской земли. На новом местожительстве в селе Осинцевском Скородумской волости он начал производить верёвки из пенькового волокна. Последние же спросом пользовались немалым, ибо были прочнее «мочальных снастей». Большой спрос на изделия из пеньки понудил Феофанова к увеличению их производства. Его пример - другим наука. Стали заниматься новым ремеслом предприниматели Пономарёвы из деревни Молоковой, потом их же односельчанин Андрей Молоков... Во второй половине XIX века только в селе Чернорицком работало 120 станков по производству верёвок.
В первые десятилетия варавина (так называли пеньковые изделия) продавалась в ближайшей округе и во время ирбитских ярмарок. Затем стала востребована в Сибири и Туркестане...
Кроме канатов и верёвок производили в Ирбитском уезде также, половые маты (Килачёвекое), приводные ремни (Килачёвское, Ницинское, Галишево), рыболовные снасти (мережки, неводы, бредни, фитили и т.п.). Перед Первой мировой войной площадь посева конопли была доведена до четырёх тысяч десятин (сбор с которых доходил до ста тысяч пудов пеньки).
По этому поводу кстати, никто из тогдашней пишущей братии шума-гама не поднимал.
Видимо боялся, что его самого коллеги по перу (коллег по эфиру тогда не было) поднимут на смех...
|
|