Спорт. Туризм.

Главная  Спорт. Туризм  Душевное здоровье  Кулинария Форумы

Вы сходили в поход по интересному маршруту? Так расскажите о нём на страницах этого сайта


  


Музеи Среднего Урала


НА ТАГИЛЬСКОЙ ОКРАИНЕ

Уралвагонзавод занесен в книгу рекордов Гиннеса, как крупнейший танкостроительный завод, и как крупнейшее по занимаемой площади промышленное предприятие. И вполне естественно, что у такого гиганта не один музей, а целых три, объединенных в музейный комплекс.

Музей истории завода

Первоначально, в 80-х годах, он был открыт в правом крыле первого этажа ДК имени Окунева. Небольшие площади гарантировали ему «быть как все». К счастью для музея, вскоре началось строительство новой центральной проходной. Старая была одноэтажная, деревянная и только позорила завод. На третьем этаже, согласно проекту, было отведено помещение для музея.

С помощью такой техники завод и строили

Первые слова у тех, кто сюда приходит одни: «Ух ты!». За дверью открывается зал шестиметровой высоты площадью 700 м2, где встроен сегментом второй этаж, покоящийся на стальных конструкциях, напоминающих архитектуру и интерьер заводских цехов. По замыслу дизайнеров весь строй экспозиции, организация ее художественного пространства должны подчеркивать, что речь идет о крупном предприятии с поточно-конвейерным принципом производства.

Модель цеха

Музей настолько огромен, что каждый найдёт для себя что-то интересное. Работали ведь там люди. Вот экскурсовод и расскажет, как они работали. И что лучшими работниками были не те, кто «задрав штаны, бежал за комсомолом», а раскулаченные. Ведь раскулачивали всех, кто хоть на голову выделялся из общей массы, то есть самых трудолюбивых. Может они и выжимали семь потов из батраков, да из себя зато десять.
В экспозиции представлен фанерный чемодан, заполненный грамотами, которыми высланная вместе с семьей из Краснодарского края в 1933 году стерженщица цеха мелкого стального литья Т.А. Лысенко была награждена за свой труд на предприятии в течение 40 лет. Рядом лежит уникальный документ, ярко характеризующий социально-правовое положение спецпереселенцев. Это справка, выданная Н.Л. Слинько в 1935 году горисполкомом Нижнего Тагила. За ударный труд и активное участие в общественной жизни Дзержинского района ей были возвращены гражданские и избирательные права, но из примечания следовало, что «возвращение гражданских прав не даёт права выезда с территории ссылки». То есть спецпереселенцы были закреплены, как крепостные, за Уралвагонстроем, а затем Уралвагонзаводом.
Да и судьба других людей была незавидна. Взять, например, Андрея Силина, изобретателя первого в мире полуавтомата сварки наклонным электродом. Он проработал на Уралвагонзаводе до 1944 года, затем получил инвалидность и был уволен в крайней степени дистрофии. Дальнейшая судьба талантливого инженера неизвестна, но созданный им в конце 30-х годов XX-го века метод «гравитационной» сварки до сих пор применяется в промышленности разных стран мира.


На соседнем стенде представлена великолепнейшая коллекция фирменных знаков станкостроительных предприятий мира, чьим оборудованием комплектовался завод. Перед ней останавливаются даже коллекционеры марок и спичечных этикеток. А еще музей обладает неплохой коллекцией советских орденов и медалей, собранной благодаря заводчанам. Так, после смерти Юрия Максарёва, бывшего директором завода в военные годы, все его награды были переданы в музейный фонд. Среди них семь орденов Ленина, полководческие ордена Суворова 1-й степени и Кутузова 2-ой степени. И это у директора тылового завода! Англичане в своем справочнике «Кто есть кто» написали о нем статью под названием «Крупнейший русский инженер». А ведь кроме максарёвского, были и другие подобные завещания!
Много в музее и макетов различных вагонов, поскольку завод создавался как вагоностроительный. Вагонным КБ руководил Дмитрий Лоренцо. Под занавес своей жизни Лоренцо создал конструкцию универсального вагона с раздвижной крышей. Выпускались они, правда, недолго. В условиях тотального дефицита двигатели малой мощности, которые раздвигали и соединяли алюминиевую крышу, бесследно исчезали на дорогах страны.


В музее есть уголок, посвященный первому послевоенному директору Ивану Окуневу. Но в реальности ему посвящен почти весь второй этаж. Такой глубокой народной памяти на Вагонке не оставил никакой другой директор. И всё благодаря тому, что он сразу после войны много занимался социальным развитием.
В конце 40-х – начале 50-х завод почти не имел нормального жилого фонда. Люди жили в бараках, землянках. Эвакуированные, оставившие нормальные квартиры на Западе, не могли уехать, поскольку война для них не закончилась. Завод до 1955 года был на военном положении.
Создать людям нормальные человеческие условия Окунев считал своим долгом. Благоустроенное жилье строилось хозспособом. ОКС открыл курсовую базу, где сталеваров, токарей, фрезеровщиков, инженеров обучали на каменщиков и плотников.
Окунев понимал, что завод не сможет развиваться без инженерного корпуса, квалифицированного и высокообразованного рабочего класса. Поэтому он всячески поощрял тех, кто шел учиться в ШРМ, которых здесь было целых 4.
В те времена существовал термин, применявшийся даже в отделе кадров при заполнении трудовых книжек – практик. Были мастера- практики и инженеры-практики. А вот образования у этих практиков не было. Окунев отправил учиться сотрудников всего инженерного корпуса в возрасте до 50 лет. После окончания техникума начальник тяжелой кузницы в своём выступлении сказал: «Как приятно почувствовать себя в 54 года молодым специалистом».
Есть в музее и уголок, посвященный криогенному производству. Оно было создано в 1954 году. Начиная с первого искусственного спутника Земли и запуска в космос Юрия Гагарина, Уралвагонзавод участвовал во всех стартах космических ракет в СССР. 70% стартового оборудования на всех российских космодромах с маркой УВЗ. Завод заправляет ракеты-носители и космические аппараты жидкими криогенными газами. Заводские системы изоляции криогенных ёмкостей считаются самыми идеальными в мире.

Выставка вагонной техники

Каждый третий вагон, эксплуатирующийся на железнодорожных магистралях России – с товарным знаком предприятия. За годы своего существования завод выпустил таковой более миллиона экземпляров. Естественно, что этой специализации завода посвящён один из музеев в виде выставки вагонной техники, расположенной на улице.
У некоторых представленных здесь вагонов интересная история. Крытый вагон с деревянной обшивкой кузова модели 11-36 – это и есть образец тех самых теплушек, в которых везли раскулаченных на стройки народного хозяйства и солдат Отечественной войны на передовые. Перестали их выпускать только в 1974 году
Или взять четырехосный полувагон модели 12-532. Специалисты ценят его за то, что это был самый технологичный полувагон за всю историю отечественного железнодорожного транспорта. Ну а для неспециалистов интересно то, что данный экспонат был изготовлен из сэкономленных заводом материалов для сверхпланового эшелона «Тагильский комсомолец» в 1977 году. Спустя 28 лет он вернулся на Уралвагонзавод с партией подвижного состава для капитального ремонта. Советская власть тогда ещё существовала, всё принадлежало государству, поэтому после обращения генерального директора Н.А. Малых в Министерство путей сообщения вагон был передан предприятию.
А ещё посетители могут посчитать количество осей у вагонов. Шестиосные полувагоны выдерживают 100 тонн груза, а восьмиосные аж 125!


Вагоны, выпускаемые УВЗ, имеют непосредственное отношение к покорению космоса. Выше уже упоминалось о криогенном производстве. Но ведь продукт этого производства нужно было в чём-то перевозить. В 1952 году Уралвагонзавод получил задание на производство железнодорожных цистерн для транспортировки жидкого кислорода. В начале 60-х годов КБ криогенного машиностроения Уралвагонзавода совместно с учеными ВНИИ криогенного машиностроения разработали изотермические цистерны на основе вакуумно-порошковой изоляции. На выставке представлен образец уникальной универсальной цистерны для транспортировки жидкого кислорода, азота (- 195°C) c потерями массы лишь 0,3% в сутки.
Как жаль, что такие великолепные термосы делают для кислорода, а не для чая.

Попасть в музей завода не просто, а очень просто. Он находится в здании Главной проходной «за танком». Заходите в помещение и сразу направо до упора - упретесь в дверь ведущую в бюро пропусков. Открываете, заходите, и через пару-тройку метров дверь налево. За ней лестница. По этой лестнице поднимаетесь на 3-й этаж.

Доехать до музея от вокзала можно на маршрутных такси № 4, 7, 50

На втором этаже
Натура человека такова, что музей, где выставлены орудия убийства в виде танков, всегда интереснее музея газонокосилок или кукол. Музей бронетанковой техники УВЗ ещё раз доказывает эту истину – пустует он только в выходные.
На втором этаже расположена экспозиция, рассказывающая об истории танкостроения в Советском Союзе и немножечко в Российской федерации. В качестве иллюстрации представлено более 1000 экспонатов.
Посетители увидят уникальную чертежную документацию. Над чертежами не один месяц трудились десятки конструкторов. Первые образцы вычерчивались на батистовых кальках – тончайшей выделки хлопчатобумажных тканях, затем копировались на бумагу и передавались в производство. С введением систем автоматизированного проектирования, практика создания чертежей вручную практически исчезла.
В экспозиции два альбома эскизов внутреннего устройства танка Т-34 и первого в мире танкового дизельного двигателя В-2. Полиграфисты создали простые для понимания танкистов с невысоким уровнем теоретической подготовки альбомы эскизов конструкций танков.
В музее представлен процесс совершенствования броневой защиты машин, начиная с противопульной 15-мм брони танков типа БТ 1930-х гг. и заканчивая многослойной броней толщиной в 200 мм танка Т-72.
Вы увидите образцы снарядов танковых пушек разных поколений машин, начиная с калибра 45 мм и заканчивая 125 мм орудиями: бронебойно-подкалиберные, осколочно-фугасные, кумулятивные, ракеты 9М119.

Чёртова дюжина.
Бронетанковый музей был открыт по инициативе гендиректора УВЗ Вениамина Сотникова в 1986 году к 50-летию создания завода. Особых усилий для этого не потребовалось, поскольку не всю выпущенную продукцию закупает Министерство обороны.
Есть танки, принадлежащие заводу. На них обкатываются новые узлы и детали, ведь танк – это живой организм. Конструкторы постоянно вносят какие-то изменения, доработки, которые надо опробовать  перед выходом в серию. И вот танки, на которых всё это испытывалось в течение 10 лет (обычно столько проходит до появления новой модели) и составили костяк музейной экспозиции. Вначале было 6 танков, теперь 13.
Несколько лет назад в Венгрии, во время молодёжных волнений, ребята угнали Т-34 с постамента и поехали на нём в парламент. Естественно, возникает вопрос – а не могут также поступить и у нас рисковые люди? Тем более, что у части танков и люки открыты.
Да нет, здесь это практически исключено. Во-первых, в музее круглосуточно работают видеокамеры наблюдения. Перед уходом с работы сотрудники включают охранную сигнализацию. Да и танки в музее стоят не заправленные, со снятыми аккумуляторами. Чтобы подготовить их к ходу, нужно определенное время.

Жемчужины коллекции.
Самый знаменитый экспонат музея – это же конечно огнемётный танк ОТ-34. В 1999 году его извлекли из подмосковного болота члены поисковой группы «Экипаж».


Однако эксперты центрального бронетанкового музея в Кубинке признали его уникальным, а следовательно подлежащим передаче государству, то есть им. Состоялся суд, который поисковики проиграли. Но и Кубинка отсуженного не получила. Решением тогдашнего начальника автобронетанкового управления (ГАБТУ) МО РФ Сергея Маева, танк был передан в музей УВЗ. По информации тагильских краеведов, Маев был в очень хороших отношениях с Николаем Малых и одно время входил даже в совет директоров корпорации. 
Благодаря торфу, машина хорошо сохранилась. На заводе её разобрали. Каждый цех получил для ремонта те агрегаты, которые и изготовляет для танков. Ну а двигатель отправили на ЧТЗ.
Эта машина несколько раз вела парадные колонны на 9 мая и колонны техники на выставках вооружения. Но так как время и болото беспощадны, то она на ходу начала потихоньку разваливаться. Так что теперь во главе колонн идёт Т-34.
Неподалёку стоят ещё два уникальных экспоната. Первый, под названием «Объект 140», вооружённый мощной длинноствольной пушкой 100 мм калибра, был создан в середине 50-х. У него расширили башню, сократив место для двигателя и трансмиссии. Зато в башню стали помещаться более длинные боеприпасы с увеличенным пороховым зарядом. Двигатель пришлось ставить не как обычно, прямо, а наклонно. Из-за этого стало трудно попасть в моторное отделение и пришлось делать внизу дополнительные лючки.
Были и другие недочёты. В результате, несмотря на прекрасные тактико-технические данные, танк в производство запущен не был.


Однако отработанные на нём узлы и детали были использованы на танках следующих серий. На машине была применена оригинальная ходовая часть, которая включала в себя алюминиевые опорные катки. Такие катки легче стальных, а сэкономленные килограммы можно было пустить на увеличение толщины брони. Алюминиевые катки вот уже более 30 лет стоят на всех танках типа Т-72 и Т-90. Впервые на «объекте 140» были установлены баки-стеллажи, которые стали применяться, начиная с серийного танка Т-55. Благодаря этим бакам увеличился перевозимый боезапас.
Рядом стоит первый в мире танк с газотурбинным двигателем – «объект 167Т», изготовленный в апреле 1963 года. Танкисты рассуждали логично - при меньшем объёме, занимаемом двигателем, его мощность выше. Но испытания не оправдали возложенных на силовую установку надежд.

 
Двигатель оказался очень чувствительным к запыленности воздуха. Температура в нём гораздо выше, чем в дизельном, и пыль спекалась, нарушая центровку лопаток и вызывая разрушение турбины. Расход горючего, по сравнению с дизелем, был выше в полтора раза. С увеличением температуры окружающего воздуха уменьшалась мощность двигателя. Да и в горах с увеличением высоты наблюдалось то же самое. С уменьшением давления требовалось засосать больше воздуха для полного сгорания топлива.
Для окончательных испытаний танки везли на полигон в Кубинку. На нём тамошние специалисты проверяют заключения заводских конструкторов – тактико-технические данные, надежность, ремонтнопригодность. Сотрудники же Министерства обороны, исходя из этих данных, принимают решение, пускать танк в серию или нет.
Таким образом эти объекты и оказались в местном музее - ведь о своём тогда на заводе никто не думал. Потом их с экспозиции сняли и, разграбленные, они тихо гнили под забором. С объекта 167Т сдали в металлолом уникальную турбину. Вначале на просьбу завода отдать машины им для музея, министерство обороны ответило отказом. И только после того, как фотографии полууничтоженных танков легли на стол начальнику ГАБТУ В. Полонскому, последовал приказ о передаче машин в заводской музей. Сейчас, пусть и не полностью, но танки восстановлены и внешне выглядят на «пять».

Есть, чем гордиться
Стоит там и истребитель танков ИТ-1, который выпускали с 1968 по 1971 год. Это был первый ракетный танк в мире. Сняли его с вооружения потому, что появились ракетные комплексы, да и электроника того времени была ламповая, то есть не очень надежная. Только для питания приборов наведения требовалось 10 квт.
Знаменитый танк Т-72 представлен сразу в трех модификациях. В 1998 г. на выставке вооружений в Ле Бурже он был признан самым лучшим и самым массовым танком второй половины XX века. А ведь его могло и не быть. 15 августа 1967 г. вышло постановление правительства, которым предусматривалась организация серийного производства украинского танка Т-64 на Уралвагонзаводе. Заводское же КБ в это время разрабатывало свой танк, который, как считал главный конструктор, будет гораздо лучше украинской модели. Был построен опытный образец танка. В результате испытаний выяснилось, что по боевым, эксплуатационным характеристикам и надежности он превосходит Т-64А, а стоимость его меньше.
С краю примостился первый российский танк Т-90. Перед заключением контракта с Индией, завод отправил туда три танка для испытаний в пустыне Тар в мае-июне 1999 года. Музейный танк – один из этой троицы.

Танки на улицах
В Тагиле таких три. Самый известный, марки Т-34-76 находится в центре, у краеведческого музея. Во время войны на нём обучались будущие танкисты перед отправкой на фронт. Лет 30 он простоял во дворе музея, а в 1975 г., в связи с празднованием 30-летия Победы, машину перенесли на постамент.
Следующий по известности танк Т-34-85 находится у Главной проходной УВЗ. Официальная хроника утверждает, что это 35-тысячный танк (с учетом тех машин, что были выпущены до эвакуации завода 183 в Тагил).


И третий танк Т-72А, не имеющий никакой истории, находится в конце Ленинградского проспекта, на площади Танкостроителей, как памятник своим создателям.

 

 

 

 


Все приличные люди при использовании материалов с этого сайта делают на него ссылку. А при перепечатке и гонорар высылают.
А вы пишите письма мелким почерком, поскольку места мало в рюкзаке

Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru